Бильярд в Москве. История. Школа и полезные советы

   ОТРАЖЕННЫЕ ШАРЫ В БИЛЬЯРДЕ

 

 

 

При игре отраженных шаров, то есть дуплетах, триплетах и т. д., рекомендуется учитывать три закона физики, применимые в бильярде:

1) угол падения равен углу отражения (при простом ударе);

2) угол падения может быть не равен углу отражения (при боковике);

3) с увеличением числа ударов шара о борт возрастает вероятность попадания его в одну из луз (если начальное движение шара не перпендикулярно и не параллельно ни одной из линий бильярда).

Итак, основными ударами при игре отраженных шаров являются:

а) дуплет;

б) абриколь.


Дуплет


Дуплет — удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу (рис. 13). Играть дуплетом можно вне зависимости от того, стоит ли прицельный шар около борта, или нет — вся разница будет в

ОТРАЖЕННЫЕ ШАРЫ В БИЛЬЯРДЕ3

Рис. 13

прицеле. Для результативного исполнения дуплета необходимо правильно рассчитать точку нанесения удара по битку и точку прицела.


Прямой дуплет

В данном случае прицельный шар бьют прямо «в лоб», в самый центр шара. Сила удара при игре прямым дуплетом в среднюю и угловую лузы различна. Дуплет в среднюю лузу выполняют несильным ударом с расчетом, что если шар не сыграет, а стукнется о губки лузы, он отойдет на нето расстояние и явной подставки не произойдет. В угловую же лузу надо играть только сильным ударом: если сыграть тихим, то при неточном ударе подставки не избежать.


Резаный дуплет

Этот удар более сложен, чем «прямой» дуплет. В позиции, когда угол падения не равен углу отражения, прицельный шар лучше «резать», а не играть «в лоб». При этом угол отражения может увеличиться по сравнению с углом падения (рис. 14).

ОТРАЖЕННЫЕ ШАРЫ В БИЛЬЯРДЕ4

Рис. 14


Круазе

Удар выполняется так же, как и резаный дуплет, но в случае, когда биток стоит под тупым углом к линии, соединяющей средние лузы (рис. 15). •

ОТРАЖЕННЫЕ ШАРЫ В БИЛЬЯРДЕ5

Рис. 15


Абриколь

Напомним, абриколь — это удар, при котором биток сначала ударяется о борт, а затем в прицельный шар (рис. 16). к примеру, если прицельный шар закрыт промежуточными шарами, играть можно битком, пущенным в сторону от них и отраженным от борта. Биток слегка подкручивается влево или вправо в зависимости от его положения.

ОТРАЖЕННЫЕ ШАРЫ В БИЛЬЯРДЕ6

Рис.16

Чтобы полностью контролировать исполнение дуплета и абриколя в бильярде необходимо:

— определить точку прицеливания при ударе от борта;

— выстроить в уме траекторию движения прицельного шара;

— определить силу нанесения удара;

— правильно определить точку нанесения удара по прицельному шару.

Существует несколько физических законов, к которым рекомендуется обращаться при исполнении отраженных шаров. Напомним два из них:

1) угол падения равен углу отражения (при простом ударе);

2) угол падения может быть не равен углу отражения

(при боковике). Как же определить точку прицеливания при нанесении ударов от борта? Для этого есть несколько методов.


«Математический расчет»

Если биток и прицельный шар находятся на одном расстоянии от борта, стоит прицелиться в точку на борту, прямо посередине между шарами. А как быть в ситуации, отображенной на рис. 17? В данном случае подойдет формула: Y = АХ:(А + В). Но вы вряд ли будете ходить вокруг стола с линейкой и калькулятором, поэтому разумнее использовать бриллианты на бортах стола, сопоставляя расстояние между бриллиантами и удаленность шаров от борта. Да, для этого нужны хороший глазомер и четкое представление игровой ситуации в уме, на чем и строится бильярдное мастерство.

ОТРАЖЕННЫЕ ШАРЫ В БИЛЬЯРДЕ7

Рис.17


«Крест»

Мысленно нарисуйте крест, как на рис. 18. Одна линия пойдет от битка до точки на борту напротив прицельного шара, а вторая — от прицельного шара до аналогичной точки напротив битка. Данные прямые имеют, естественно, точку пересечения. Точкой прицеливания (М) будет

ОТРАЖЕННЫЕ ШАРЫ В БИЛЬЯРДЕ8

Рис. 18

проекция точки пересечения прямых на борт. Данный метод легко использовать, если шары находятся на относительно небольшом расстоянии друг от друга. Определенная таким образом точка прицеливания, в соответствии с законами геометрии, точно совпадает с точкой прицеливания, вычисленной по указанной выше формуле.


«Параллели»

Находим точку посередине между прицельным шаром и битком (рис. 19). Затем мысленно проводим линию между точкой на борту напротив прицельного шара и точкой, определенной вначале. Траектория движения битка будет параллельна данной линии. Этим методом не сто—

ОТРАЖЕННЫЕ ШАРЫ В БИЛЬЯРДЕ9

Рис. 19

ит пользоваться, если расстояние между шарами слишком большое.

Найденная таким способом точка прицеливания, естественно, совпадает с точками, определенными указанными выше методами.


«Прямоугольник»

Данный метод рекомендуется, если расстояния между шарами существенны. Для начала определим «на глаз» точку прицеливания, проведем линию между предполагаемой точкой прицеливания и прицельным шаром (рис. 20). На ней отложим точку, удаленную от борта на такое же расстояние, как и биток. Соединим эту точку, точку, на той находится биток с точками на борту напротив битка и прицельного шара: таким образом получится прямоугольник. Предполагаемая точка прицеливания будет верной, если она находится посередине стороны прямоугольника, прилегающей к борту. Если же вы неправильно определили предполагаемую точку прицеливания, нет ничего страшного: вы ее все равно уже нашли. Это точка посередине между Z и X.

ШАРЫ0

Рис.20


«Зеркальное отражение»

Этот метод рекомендуется использовать, когда биток и прицельный шар практически равноудалены от борта, то есть соединяющая их линия почти параллельна борту (рис. 21).

Представьте себе шар, который находится на таком же расстоянии от борта, как и прицельный, и на той же перпендикулярной борту линии. Если угол невелик, вы можете даже обозначить линию от битка до «воображаемого» шара с помощью кия. Так вот, точка пересечения этой линии с бортом и будет являться точкой прицеливания.

ШАРЫ1

Рис.21


.

           

 

 

 

 

 

Администрация сайта ответит на любые волнующие Вас вопросы, для связи используйте ящик электронной почты: biljardaj@yandex.ru

Хостинг от uCoz