|
При игре отраженных шаров, то есть дуплетах, триплетах и т. д., рекомендуется учитывать три закона физики, применимые в бильярде: 1) угол падения равен углу отражения (при простом ударе); 2) угол падения может быть не равен углу отражения (при боковике); 3) с увеличением числа ударов шара о борт возрастает вероятность попадания его в одну из луз (если начальное движение шара не перпендикулярно и не параллельно ни одной из линий бильярда). Итак, основными ударами при игре отраженных шаров являются: а) дуплет; б) абриколь.Дуплет Дуплет — удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу (рис. 13). Играть дуплетом можно вне зависимости от того, стоит ли прицельный шар около борта, или нет — вся разница будет в Рис. 13 прицеле. Для результативного исполнения дуплета необходимо правильно рассчитать точку нанесения удара по битку и точку прицела. Прямой дуплет В данном случае прицельный шар бьют прямо «в лоб», в самый центр шара. Сила удара при игре прямым дуплетом в среднюю и угловую лузы различна. Дуплет в среднюю лузу выполняют несильным ударом с расчетом, что если шар не сыграет, а стукнется о губки лузы, он отойдет на нето расстояние и явной подставки не произойдет. В угловую же лузу надо играть только сильным ударом: если сыграть тихим, то при неточном ударе подставки не избежать. Резаный дуплет Этот удар более сложен, чем «прямой» дуплет. В позиции, когда угол падения не равен углу отражения, прицельный шар лучше «резать», а не играть «в лоб». При этом угол отражения может увеличиться по сравнению с углом падения (рис. 14). Рис. 14 Круазе Удар выполняется так же, как и резаный дуплет, но в случае, когда биток стоит под тупым углом к линии, соединяющей средние лузы (рис. 15). • Рис. 15 Абриколь Напомним, абриколь — это удар, при котором биток сначала ударяется о борт, а затем в прицельный шар (рис. 16). к примеру, если прицельный шар закрыт промежуточными шарами, играть можно битком, пущенным в сторону от них и отраженным от борта. Биток слегка подкручивается влево или вправо в зависимости от его положения. Рис.16 Чтобы полностью контролировать исполнение дуплета и абриколя в бильярде необходимо: — определить точку прицеливания при ударе от борта; — выстроить в уме траекторию движения прицельного шара; — определить силу нанесения удара; — правильно определить точку нанесения удара по прицельному шару. Существует несколько физических законов, к которым рекомендуется обращаться при исполнении отраженных шаров. Напомним два из них: 1) угол падения равен углу отражения (при простом ударе); 2) угол падения может быть не равен углу отражения (при боковике). Как же определить точку прицеливания при нанесении ударов от борта? Для этого есть несколько методов. «Математический расчет» Если биток и прицельный шар находятся на одном расстоянии от борта, стоит прицелиться в точку на борту, прямо посередине между шарами. А как быть в ситуации, отображенной на рис. 17? В данном случае подойдет формула: Y = АХ:(А + В). Но вы вряд ли будете ходить вокруг стола с линейкой и калькулятором, поэтому разумнее использовать бриллианты на бортах стола, сопоставляя расстояние между бриллиантами и удаленность шаров от борта. Да, для этого нужны хороший глазомер и четкое представление игровой ситуации в уме, на чем и строится бильярдное мастерство. Рис.17 «Крест» Мысленно нарисуйте крест, как на рис. 18. Одна линия пойдет от битка до точки на борту напротив прицельного шара, а вторая — от прицельного шара до аналогичной точки напротив битка. Данные прямые имеют, естественно, точку пересечения. Точкой прицеливания (М) будет Рис. 18 проекция точки пересечения прямых на борт. Данный метод легко использовать, если шары находятся на относительно небольшом расстоянии друг от друга. Определенная таким образом точка прицеливания, в соответствии с законами геометрии, точно совпадает с точкой прицеливания, вычисленной по указанной выше формуле. «Параллели» Находим точку посередине между прицельным шаром и битком (рис. 19). Затем мысленно проводим линию между точкой на борту напротив прицельного шара и точкой, определенной вначале. Траектория движения битка будет параллельна данной линии. Этим методом не сто— Рис. 19 ит пользоваться, если расстояние между шарами слишком большое. Найденная таким способом точка прицеливания, естественно, совпадает с точками, определенными указанными выше методами. «Прямоугольник» Данный метод рекомендуется, если расстояния между шарами существенны. Для начала определим «на глаз» точку прицеливания, проведем линию между предполагаемой точкой прицеливания и прицельным шаром (рис. 20). На ней отложим точку, удаленную от борта на такое же расстояние, как и биток. Соединим эту точку, точку, на той находится биток с точками на борту напротив битка и прицельного шара: таким образом получится прямоугольник. Предполагаемая точка прицеливания будет верной, если она находится посередине стороны прямоугольника, прилегающей к борту. Если же вы неправильно определили предполагаемую точку прицеливания, нет ничего страшного: вы ее все равно уже нашли. Это точка посередине между Z и X. Рис.20 «Зеркальное отражение» Этот метод рекомендуется использовать, когда биток и прицельный шар практически равноудалены от борта, то есть соединяющая их линия почти параллельна борту (рис. 21). Представьте себе шар, который находится на таком же расстоянии от борта, как и прицельный, и на той же перпендикулярной борту линии. Если угол невелик, вы можете даже обозначить линию от битка до «воображаемого» шара с помощью кия. Так вот, точка пересечения этой линии с бортом и будет являться точкой прицеливания. Рис.21 .
|
Администрация сайта ответит на любые волнующие Вас вопросы, для связи используйте ящик электронной почты: biljardaj@yandex.ru
|