Бильярд в Москве. История. Школа и полезные советы

   СНУКЕР

 

 

 

Игру придумали в Индии в 1875 году, и она оказалась сложнее, чем известные «Американка» и «Пирамида». Игра пробуждает интерес не столько к выигрышу, сколько к сложным движениям шаров.

Раньше снукерами называли курсантов первого курса, которые не имели житейского опыта. И вот однажды в игре один из офицеров Невил Чемберлен назвал этим словом своего партнера, оказавшегося в трудном положении и не знавшего, как из него выйти. Ему предстояло сыграть цветной шар, закрытый другими. Такое положение на бильярде и стали называть «снукером».

Затем игра перешла в Англию, но популярности не имела до 1920 года, пока не появился Джо Девис: он ввел контроль за битком и дал оценку шаров, что значительно усложнило игру. Кроме забитая шаров в лузу теперь надо было следить еще и за битком.

Особенно популярным «снукер» стал в 60-х годах. Большую роль в этом сыграли цветное телевидение и два игрока — Рэй Риардон и Джон Спенсер, которые устраивали показательные игры, разъезжая по всей Англии. Затем «снукер» развился как спорт: начали проводиться соревнования, для победителей учреждались дорогие призы, привлекавшие новое поколение игроков. В 1980–1981 годах Стив Дэйвис стал первым чемпионом Великобритании и, совершенствуя игру, он через нето время победил на первенстве мира. Этот спортсмен до сих пор считается одним из сильнейших игроков в бильярд.

Скоро в «снукер» начали играть японцы, китайцы и американцы. Появились новые таланты — Джон Пэрот, Нил Фоулдз, Стивен Хендри.

В 1973 году была создана Международная организация бильярда и «снукера», а с 1985 года она стала управляющим органом.

Правила игры

В «снукер» играют на том же столе, что и в бильярд, только 22 шарами — 15 красных, 6 цветных и 1 биток белого цвета. На одном столе в «снукер» можно играть не только вдвоем, но и нескольким игрокам. Принцип очередности удара простой: если удар не принес выигрышных очков, бьет следующий игрок. Шары цветные, оцениваются в зависимости от цвета: пятнадцать красных шаров — по одному очку каждый, один желтый — по 2 очка, один зеленый — 3 очка, один коричневый — 4 очка, один синий — 5 очков, один розовый — 6 очков, один черный — 7 очков. Белый шар — это биток. Только им можно бить по остальным шарам.

Игра проводится на обычном бильярдном столе, который нужно подготовить для «снукера». Через середину одной половины стола по линейке мелом прочерчивается поперек жирная линия, затем полукругом отмечается зона «дома» для битка. Радиусом должна быть треть расстояния от линии до ближайшего узкого края стола. Ровный полукруг можно легко нарисовать при помощи тонкой веревочки: ее складывают пополам, в петлю просовывают кусочек мела, а концы прижимают к середине прямой линии. Для удобства установки пирамиды в середине верхней части стола — так называется сторона, противоположная «дому», — можно прочертить мелом по бортам три черточки.

Начальный удар. Разбивающий пирамиду может поставить биток на любом месте в зоне дома — там, откуда удобнее бить. Первым ударом он должен сыграть только красный шар, а если заденет за какой-нибудь другой, то ему засчитывается ошибка и списываются очки в зависимости от ценности затронутого шара. Самым первым ударом важно не только удачно разбить пирамиду, но и отогнать биток как можно дальше от нее, создавая другому игроку позицию посложнее.

Шары кладутся в любую из шести луз. За уложенный красный шар засчитывается одно очко, после чего бильярдист имеет право удара по любому цветному шару (цветными называются все шары, кроме красных и битка). Если начинающий игрок точно уверен в каком-нибудь шаре, то может бить и красный — один, другой, а потом, подогнав биток к цветному, уложить его в одну из луз.

Нужно твердо запомнить, что перед каждым цветным шаром должен быть забит красный. Асы бильярда иногда усложняют игру тем правилом, что после красного можно играть только цветной шар. Подобная тактика всегда помогает набирать «крупные серии». (Сумма очков, выигранных в течение одной очереди, называется серией.)

Если в лузу было уложено несколько шаров, может получиться следующая серия: красный (1 очко), зеленый (3 очка), снова красный (1 очко), розовый (6 очков), красный (1 очко), синий (5 очков) и так далее.

Положенный в лузу красный шар выходит из игры. До тех пор, пока на столе есть хотя бы один красный шар, можно забивать цветные шары в любом порядке по своему выбору, но всякий раз перед цветным бильярдист должен класть в лузу красный шар. Забитые цветные шары на этой стадии игры выставляются на те точки стола, где они стояли в самом начале. Может случиться и так, что это место уже занято каким-нибудь другим шаром — тогда цветной шар выставляется на самую верхнюю точку. Если забит зеленый шар, а на его месте стоит красный, то этот зеленый ставится на место черного, если же и туда перекатился какой-то другой шар, то зеленый устанавливается на точку розового и так далее.

Первая часть игры кончается, когда все красные шары забиты в лузы. Правила по отношению к цветным шарам становятся более строгими: шары надо класть в лузу в порядке их ценности, начиная с желтого. Забив желтый, можно класть зеленый, затем коричневый, синий, розовый, черный. Уложенные таким образом в лузы цветные

шары в игре больше не участвуют. Однако если был сделан неправильный удар, — бильярдист совершил ошибку при ударе, — цветной шар выставляется на свою основную позицию. Игра подходит к завершению, когда на столе остаются лишь два шара: «последний черный» и биток. Бывает, что у партнеров примерно равное количество очков, поэтому все решают эти семь очков за черный шар. Когда сыгран «последний черный» или совершена ошибка, игра заканчивается. Ничья случается очень редко. Если все же это происходит, для определения выигрыша разыгрывается повторение «последнего черного»: черный шар выставляется на свое место и по нему играют битком из «дома».

Когда знатоки бильярда делают красивую игру, они не только укладывают шары в лузу, но при этом еще и маневрируют битком по всему полю. В результате маневра противнику может быть поставлен «снукер». Это кульминация игры, ее высший смысл, давший ей название: «снукер» — ловушка, из той может выбраться только осторожный, хладнокровный игрок. «Снукер» — это позиция, откуда биток не может достать тот шар, который по правилам должен быть сыгран: он либо «замазан», либо даже полностью закрыт. Но шансы сделать это все же есть — выручит меткий бортовой удар. Помимо известных в бильярде ударов — боковика или срезки и других — в «снукере» хорошо использовать оттяжку. Она выполняется ударом, дающим шару вращение, точно соразмеренное с силой удара. Классный бильярдист может даже заставить биток идти не по прямой, а по дуге.


Ошибки, часто встречающиеся в «снукере»

Минимальный штраф назначается в четыре очка. Его можно получить за касание шара какой-нибудь частью кия, кроме кончика. Случается, что игрок промахивается по шару, но это еще полбеды: шар, оттолкнувшись от борта, может задеть не тот, который должен быть сыгран. Если биток завалится в лузу, даже вслед за забитым шаром, это тоже ошибка со штрафом в 4 очка. При назна—

чении штрафа берется во внимание оценка шара, который следовало сыграть, или оценка шара, сыгранного неправильно. По правилам всегда берется наивысшее количество очков. Поэтому, если был правильно сыгран красный шар (желтый, зеленый или коричневый), но биток закатился в лузу, то спишется максимальное количество очков — четыре; если в таком положении окажется черный шар, штраф уже составит семь очков (соответственно, шесть — за розовый и пять — за синий). Когда нужно играть, к примеру, коричневый шар, и игрок делает правильный удар по нему, а закатывается какой-нибудь другой, то очки не списываются, а уложенный шар выставляется по правилам.

Если был поставлен «снукер», но бильярдисту засчитали ошибку, очередной игрок имеет право объявить «свободный шар»: любой шар на столе может заменить тот, который оказался закрытым. Если бы вам был оставлен «снукер» после неправильного удара по желтому шару, вы могли бы назначить синий шар на замену желтому и попытаться уложить его в боковую лузу или, поставив биток за каким-нибудь другим шаром, тоже сделать «снукер». Нужно сразу же предостеречь вас от удара, который не пользуется уважением у асов. Если вам предоставлено право объявить свободный шар, то не рекомендуется оставлять «снукер» за назначенным шаром. Этот легкий удар по объявленному шару даст игрокам возможность отыгрыша, и его могут засчитать за ошибку. Таким образом, если вы назначили в этом положении синий или зеленый шар, нельзя оставлять за ними «снукер».


Время игры

Когда играют знатоки, вся партия занимает минут 20, любители могут завершить одну игру за 30 минут. Классные бильярдисты стремятся набрать серию в 100 очков. Крупные серии лучше всего идут в начале игры, когда много красных шаров, а цветные укладываются по несколько раз. Опытные игроки в «снукер» подсчитали, что пределом является максимальная серия в 155 очков, но

требуется, немалое искусство, чтобы набрать в серии хотя бы 100 очков.

Карамболь — разновидность безлузного бильярда и определение удара, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой. Карамболь-ные игры получили свое развитие во Франции. Первое упоминание о трехшаровой карамбольной партии было в 1775 году: два белых и один красный шар (как и теперь). Если в карамболь играли сначала на лузных столах, то с усовершенствованием киев и наклеек, позволяющих делать невообразимые удары (в 1827 году француз Менго предложил свой кий и кожаную наклейку), лузы на столах исчезли. Шар можно было пускать по любой траектории. «Французские» боковые удары (les effets) стали очень популярны.


Общие правила


Расстановка шаров

Используются 2 белых шара (или белый и желтый) и один красный. У каждого из игроков свой белый шар в качестве битка. Один биток имеет для отличия 2 или 3 цветных точки. Красный шар ставится на заднюю отметку. Биток соперника — на переднюю отметку. Биток игрока — на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.


Начальный удар

При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следуюших ударов биток может касаться белого или красного в любом порядке.


Условия игры

Количество игроков — двое или трое.

Используемые шары: белый, белый с точками (или желтый), красный.

Цель игры — набрать первым заданное количество очков — 30–60.

Счет — за каждый результативный удар 1 очко (результативный удар — биток касается двух прицельных шаров без ошибок).


Отыгрыш

При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром или биток или прицельный шар дошел до борта. Несоблюдение условия — фол (ошибка).

Запрещается отыгрываться 2 раза подряд. Если это произошло, то также объявляется ошибка.


Выставление шаров

Выскочивший биток выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку; если и она не свободна, то на центральную). Когда выскакивает белый прицельный шар, его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю или на центральную). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю или на центральную — в зависимости от того, какая из них свободна).

Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала, по указанным правилам, выставляется биток, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше. Если биток мешает выставлению одного из шаров, то в первую очередь выставляют прицельный шар, место того не занято, а затем другой прицельный шар. Если за борт выскакивает сразу 3 шара, то их расставляют, как и при начальном ударе. Если биток не выскочил за борт, то любой результативный удар засчиты-вается и после выставления прицельных шаров игрок продолжает серию. Во всех случаях после нарушения соперник принимает сложившуюся позицию на столе.


Биток вплотную к прицельному шару

В этом случае игрок имеет право:

1. Выставить соприкасающиеся шары: красный — на заднюю отметку, свой биток — на переднюю отметку и биток соперника — на центральную;

2. Произвести удар в сторону от прицельного шара, т. е. биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем — прицельного шара, с которым он стоял вплотную. Неправильно выполненный удар в сторону от шара — ошибка. Если сделан выбор п. 1, а соответствующая точка занята, то шар выставляется на точку, предназначенную для мешающего прицельного шара.


Биток вплотную к борту

Если биток находится вплотную к борту, играть от данного борта разрешается. Однако если правила игры предусматривают определенное число соударений с бортами, первое соударение с данным бортом не принимается в учет. Если соударение происходит вторично, то оно за-считывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.


.

           

 

 

 

 

 

Администрация сайта ответит на любые волнующие Вас вопросы, для связи используйте ящик электронной почты: biljardaj@yandex.ru

Хостинг от uCoz